Вопрос-ответ по дистанционному обучению

Осторожно, фейк!

Минпросвещения опровергло мифы о дистанционном обучении

Текст: Ксения Колесникова

Российская газета - Федеральный выпуск № 279(8333)

Чем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обучения? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент "мы и без компьютеров учились хорошо" - уже не работает? В Минпросвещения опровергли 8 самых популярных мифов о дистанционном обучении, которые ходят в соцсетях и родительских чатах.

МИФ 1: "Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована".

Это неправда! Есть федеральный проект "Цифровая образовательная среда" нацпроекта "Образование", который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант.

- Не существует и не может существовать никаких официальных документов о тотальном переходе на удаленную форму получения знаний. Ни один закон не сможет перевести очное образование, гарантированное государством, в дистанционное или заочное. Это не пропустит ни один законодательный орган, - подчеркнули в Минпросвещения.

МИФ 2: "Цифровая образовательная среда (ЦОС) и дистанционное образование - одно и то же".

Это неправда! Цифровая образовательная среда - это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей без исключения. И не важно, где они живут: мегаполисе или самом отдаленном поселке.

Инструменты Цифровой образовательной среды это - электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое. Все это будет использоваться на очных уроках! И даже если ребенок по какой-то причине не может посещать занятия (например, болеет), благодаря ЦОС он сможет смотреть урок по видео.

Почему тогда родился этот миф? Просто во время вынужденного дистанционного обучения многие школы начали пользоваться новой инфраструктурой, которая уже создается. Отсюда - и путаница.

МИФ 3: "Развитие ЦОС - первый шаг к полному переходу обучения в онлайн-формат".

Это неправда! Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоянной основе. Всегда был и будет небольшой процент детей, которые вынуждены (чаще всего по состоянию здоровья) учиться удаленно. Инструменты ЦОС им помогут.

- Семья обладает преимущественным правом в выборе формы и места получения образования, - подчеркнул в Минпросвещения. - Сейчас перевод школ или отдельных классов на обучение с использованием дистанционных технологий происходит из-за эпидемиологической ситуации в конкретном регионе. Решение о переходе принимает регион. Это временная мера, продиктованная исключительно заботой о здоровье детей, учителей и членов их семей.

МИФ 4: "Цель ЦОС - сокращение числа школ и учителей".

Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Никто не может заменить педагога и живое общение в школе. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью качественных видеоматериалов, интерактивных заданий и т.п. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми.

МИФ 5: "Цифровизация снижает уровень знаний детей".

Это неправда! Научно доказано: современные методы обучения повышают эффективность обучения и уровень знаний школьников. Главное - правильно их применять. Современным "цифровым" детям уже сложно воспринимать длинные монологи учителя у доски. Новая тема "пойдет" гораздо легче, если показать им увлекательный учебный фильм, сделанный с использованием 3D-графики и эффектов. Плюс ко всему, цифровые технологии помогают за меньшее время приобрести больше знаний.

Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит 5 пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв. Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и "всплывающие" правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания). Современные методы помогут повысить интерес школьников к знаниям, повысить эффективность обучения.

МИФ 6: "Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант".

Это неправда! Техническое оснащение школ (а их у нас в стране больше 40 тысяч), стоит недешево, но без него сегодня хорошее образование невозможно. Создание качественного, соответствующего государственным стандартам, одобренного экспертами контента тоже требует затрат. Отдельная забота - создание безопасной системы, которую не смогут взломать хакеры.

- Без таких инвестиций сложно достичь главных целей нацпроекта "Образование" - вхождения России в десятку лидеров по качеству общего образования. Добиться таких результатов в условиях всеобщего дистанта невозможно. Минпросвещения России точно не заинтересовано в глобальном переходе на удаленку, - подчеркивает ведомство.

МИФ 7: "Мы учились по учебникам, а не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая образовательная среда не нужна".

- Этот аргумент относится к прошлому, а не к современности. Раньше все пользовались дисковыми проводными телефонами: попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных телефонов! Сегодня количество профессий, где не требуется владение компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест может вообще не остаться, - рассказали в Минпросвещения. - Мы хотим создать абсолютно для всех школьников равные условия для получения качественных знаний и навыков. Только так можно обеспечить им лучшее будущее, а значит, и хорошие перспективы для всей страны.

МИФ 8: "В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно".

Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы.

- Такая платформа еще только создается, она будет называться "Моя школа", - рассказали в Минпросвещения. - Во время дистанционного обучения многие пользовались похожими платформами: РЭШ, МЭШ и другими. Они, конечно, очень помогли не прерывать обучение, но пока еще не проработаны до конца, поэтому мы создаем государственную платформу, которая будет отвечать всем требованиям, и пользоваться ею школьники и учителя будут бесплатно.

Тем временем

Опубликовано Постановление Правительства РФ "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды". Он начинается 10 декабря 2020 года и продлится до конца 2022 года. Как сообщили в Минпросвещения, среди основных принципов ЦОС - безопасность, приоритет отечественным технологиям. Внедрением будут заниматься Минпросвещения, Минцифры, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Минпросвещения разработает и согласует с Минцифры соответствующую "дорожную карту". Постановление реализуется в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" нацпроекта "Образование".

- Этот документ, прежде всего, призван гарантировать всем учащимся, вне зависимости от того, где они живут, равные условия для получения качественного образования. Внедрение ЦОС никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования, - прокомментировал министр просвещения Сергей Кравцов.

Для каких классов организовано дистанционное обучение?

Для 5-11 классов.

Что представляет собой дистанционное обучение?
Дистанционное обучение представляет собой интерактивный, асинхронный образовательный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Выражаясь более простым языком, это бесконтактный  образовательный процесс между педагогом и обучающимися, которые по каким-то причинам не могут проходить обучение в очной форме.

До какого времени будет организовано дистанционное обучение?
В зависимости от складывающейся ситуации и поступающих указаний. На сегодняшний день Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" ограничительные меры продлены до 6 декабря.

Как будет организована дистанционная учеба 5-11 классов?
Существует несколько способов организации дистанционного обучения:

- ЭлЖур;
- онлайн уроки - для участия в таких уроках школьнику нужен компьютер и высокоскоростной интернет;
- образовательные платформы - педагог выставляет задания, а ученик выполняет и отправляет педагогу в соответствии с расписанием;
- мессенджеры (WhatsApp, Viber, ВК и т.д.) - педагог отправляет задания в личные сообщения, а ученик выполняет в рабочих тетрадях;
- посредством обычной сотовой связи;
- посредством почтовой связи - через почтовые ящики.
Выбор способа и формата обучения каждого ребенка определяется с учетом технической готовности и возможности. Формат обучения должен быть согласован с родителями, который согласовывает классный руководитель (в любой удобной форме: фотография или скан-копия заявления, ответ в групповом чате, смс).

Если в семье один компьютер, но несколько детей, как организовать дистанционную учебу?
Сообщите об этой ситуации классному руководителю, который согласует с учителем-предметником другой формат участия школьников в уроке. В любом случае ребенок получит задания, консультацию и обратную связь.
Кроме того, для такой формы обучения можно использовать и другие устройства: планшеты, смартфоны.

Если нет доступа к учебной платформе, что делать?
Обратиться к классному руководителю и учителю-предметнику, Вам выдадут логин и пароль.

Если классный руководитель ничего не объясняет, к кому обратиться?
В первую очередь, в администрацию школы.

Куда еще можно обращаться родителям за консультативной помощью?
В Красноярском крае функционирует краевая служба консультативной помощи родителям, созданная на базе Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения. Для получения разъяснений по вопросам образования обучающихся, в том числе вопросов электронного обучения, обучения с использованием дистанционных технологий можно обращаться на сайт краевой службы http://nach.kras-do.ru/new/ или единый номер службы 8-800-700-2404.

Как будут работать кружки и секции?
Дополнительное образование и внеурочные занятия также будут проводиться в дистанционной форме.

   


Сегодня:


Афоризмы

Полезные ссылки

Российское образование

 Министерство образования Красноярского края

Министерство просвещения Российской Федерации

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

Федеральный портал

Управление образованием г. Шарыпов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Портал государственных услуг